Краеведы о псевдосенсациях в истории Измаила

Темой ноябрьской встречи участников историко-философского клуба «Дом Тульчианова» в Измаильском краеведческом музее стало обсуждение книги д. и. н. Андрея Красножона (Украина) и профессора Мехмета Тютюнжи (Нидерланды) «Город Измаил и его фортификации (по источникам 16-19 веков)».

Напомним, во время недавней презентации этого издания в Измаильской картинной галерее прозвучало несколько сенсационных заявок с претензией на исторические открытия. Информация, озвученная на мероприятии, после некоторой интерпретации была опубликована в ряде местных СМИ. Некоторые из них заявили даже о том, что в Измаиле якобы находится древнейшее предприятие Украины, которому более 400 лет. Имелся в виду судоремонтный завод, расположенный в крепости. Другие журналисты пошли еще дальше, предлагая установить в Измаиле памятник евнуху Хабиши Мехмеду-аге – распорядителю гарема, которому в 1589 году глава османского государства султан Мурад III подарил земли, где со временем возник город-крепость Измаил. Якобы именно данный «интимный друг высоких покоев счастья» султана и есть настоящий основатель города Измаила, личность которого стоит увековечить в памятнике…

Столь громкие заявления не могли оставить любителей истории в стороне. Поэтому и было решено заседание клуба посвятить содержанию нашумевшей книги. С основным докладом выступил местный краевед, автор книги «История крепости Измаил» Александр Сериков.

Докладчик отметил, что при знакомстве с содержанием монографии у читателей возникает немало вполне закономерных вопросов, на которые авторы так и не дали логичного ответа. Невнятные моменты касаются как топономики, содержания некоторых документов, так и цветных изображений-пейзажей, иные из которых, мягко говоря, не совпадает с реальной обстановкой на местности.

Ряд заявлений авторов и вовсе вызывают большое сомнение. Так, в книге говорится о расцвете города в 1590 году, однако при этом приводится документ 1592 года, в котором указывается крайне низкий доход от местности «Исмаил-Гечиди». И это с учетом того, что уже в январе 1591 года смотритель гарема скончался, то есть прилагать усилий к развитию города не мог.

Для тех, кто увлекается изучением истории османского Измаила, по заявлению Александра Серикова, в книге, практически, нет ничего нового, несмотря на претензии «об открытиях». Кроме того, докладчик напомнил, что ещё несколько лет назад Андрей Красножон в своих работах отмечал Измаил как «заштатный турецкий городишко». А после полученного «заказа» на издание книги об Измаиле (издание финансировал Анатолий Урбанский) буквально за год он совершил «массу открытий».

И в этой связи вполне объяснимо – не как, а почему судоремонтный в крепости вдруг стал старейшим предприятием Украины. Конечным бенефициаром этого предприятия является именно спонсор издания Анатолий Урбанский. Ибо тот факт, что измаильская верфь, появившаяся в 1589 году, не изменила своего местоположения до сегодняшнего дня, никоим образом не доказывает преемственности ее с современным судоремонтным заводом, история которого берет начало в послевоенные 40-е годы прошлого века.

К слову, один из участников клуба Равиль Исламов вообще подверг сомнению сам факт существования верфи в османский период на данном месте. Он подчеркнул, что строительство галер проводилось только с разрешения султана и явно не в Измаиле. Сергей Переверза уточнил, что самое раннее упоминание о том, что в Измаиле строились какие-либо речные или морские судна, относится к 1772-1774 гг. – в период пребывания Измаила под российской властью.

О том, что местность в конце 16 века на месте измаильской крепости была недостаточно заселенной говорит и тот факт, что находок монет того времени здесь никогда не было. Таким образом, еще раз не подтверждается версия Красножона о том, что уже в 1590 г. «Измаил был сравним с Багдадом».

Из положительных моментов издания заместитель директора музея Придунавья Екатерина Алешина отметила присутствие в книге старинных документов, обнаруженных в турецких архивах. К ним, конечно, доступа у обычных измаильчан нет.

Из всей информации, прозвучавшей на встрече краеведов, можно сделать вывод: исторический труд, тем более, если им занимались профессиональные ученые, а не историки-любители, не может строиться на догадках и уж тем более выдумках в угоду властям предержащим. Иначе ценность такой работы устремляется к нулю. Вольное жонглирование терминами и неподтвержденными фактами  вводит людей в заблуждение. Но у историков-то другая задача – совершенно противоположная…

 

Автор: Снежана Стрепетова

Источник – Бессарабия Уа

Без рубрики

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *